|
Рекомендации по дозировке и даче
домашнего задания
ученикам
Функции домашнего задания:
-
Закрепление и углубление
теоретических
знаний;
-
Дальнейшее формирование навыков и
умений;
-
Применение знаний в стандартных и
творческих условиях;
-
Подготовка к уровню нового учебного
материала.
Типы домашних заданий в зависимости от
основных функций:
-
Усвоение теоретического материала;
-
Формирование умений и навыков;
-
Применение в разных условиях;
-
Обобщение и систематизация;
-
Пропедевтические занятия;
-
Комбинирование.
I тип
Основные структурные элементы занятий по
усвоению теоретических знаний при
подготовке домашних заданий:
-
Восприятие и осознание темы, цели и
задачи домашней работы. Ученик читает запись в
дневнике, просматривает записи и рисунки в тетради,
заготовки в учебнике. Это этап ориентации в
материале.
-
Дальнейшее осмысление материала,
изученного в классе (ученик читает текст учебника,
разделяет его на смысловые части, выясняет смысл
непонятных слов, выделяет главное, сравнивает с
рассказом учителя и записью в тетради,
конкретизирует примерами из практики, наблюдений,
иллюстрациями, устанавливает взаимосвязи с ранее
изученным).
-
Закрепление, уточнение и расширение
знаний (для закрепления ученик применяет разные
мнемонические правила и приемы, способствующие
запоминанию) приемы для расширения и углубления
знаний использует межпредметные связи, и привлекает
дополнительную литературу, материал радио- и
телепередач.
-
Обобщение и систематизация (на основе
установленных связей ученик формулирует выводы,
составляет краткий конспект материала, делает
систематизирующую схему или таблицу, проводит
мысленную конкретизацию – ?восхождение к
конкретному?)
-
Самоконтроль и коррекция знаний
(ученик строит связный рассказ, используя магнитофон
или пересказывая материал кому-то из домашних; при
этом усвоенное и зафиксированное в слове знание
сравнивается с образцом, вносятся необходимые
уточнения).
Это один из типов домашних заданий (самый
распространенный) – усвоение нового теоретического
материала. Чаще это гуманитарные предметы, а также
теоретическая часть других предметов.
II этап
Это занятие по применению знаний, умений
и навыков. При изучении языков, физики, химии, биологии,
труда и др. предлагаются уроки и домашние занятия
соответствующего типа. В основе структуры занятий по
формированию умений и навыков лежит логика решения задач.
В широком смысле задачей называется
задание, путь выполнение которого или (и) результат
неизвестны.
Структура решения задач.
– восприятие и осознание условий и
требований задач;
– анализ задач;
– составление плана решения;
– реализация плана, нахождение решения;
– самоконтроль и коррекция.
Виды домашних заданий:
-
Работа над текстом учебника.
Необходимо, чтобы учащийся восстановил в памяти и
дополнительно закрепил материал, проработанный на
уроке, а также научился воспроизводить его в устной
графической форме.
-
Задания и выполнения разнообразных
упражнений и решение задач.
-
Выполнение разнообразных письменных и
графических работ: написать изложение или сочинение,
сделать чертеж, рисунок, заполнить контурную карту,
прочитать такую-то статью, рассказ или описание в
такой-то книге (научно-популярного, технического или
беллетристического содержания), журнале, газете,
просмотреть такой-то кинофильм (если он в данное
время идет на экранах, побеседовать на тему с тем
или иным лицом, понаблюдать такое-то природное или
бытовое явление, поставить такой-то несложный опыт и
т.д.)
|
|