Как подготовить современный урок
(молодому специалисту)
Урок – главная составная часть учебного
процесса. Чтобы уровень проведения урока бал высоким, в
ходе подготовки урока уделить внимание поурочному
планированию.
Рекомендации по подготовке к уроку.
I. С чего начать подготовку к уроку:
– четко определить и сформировать для
себя его тему;
– определить место темы в учебном курсе;
– определить ведущие понятия, на которые
опирается данный урок, т.е. посмотреть на урок
ретроспективно.
– обозначить для себя ту часть учебного
материала урока, которая будет использована в
дальнейшем,
т.е. посмотреть на уроке сквозь призму
перспективы своей деятельности.
II. Определить и четко сформулировать
для себя и отдельно для учащихся целую установку урока
– зачем он вообще нужен? Обозначить обучающие,
развивающие и воспитывающие функции.
III. Спланировать учебный материал
урока.
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме.
Если речь идет о новом теоретическом
материале, следует постараться, чтобы в список вошли
вузовский учебник, энциклопедическое издание монография
(первоисточник), научно-популярное издание. Надо
отобрать из доступного материала только тот, который
служит решению поставленных задач наиболее простым
способом.
Подобрать учебные задания, целью которых
является:
•узнавание нового материала;
•воспроизведение;
•применение знаний в знакомой ситуации;
•применение знаний в незнакомой ситуации;
•творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в
соответствии с принципами ?от простого к сложному?.
Составить три набора заданий:
•задания, подводящие ученика к
воспроизведению материала;
•задания, способствующие осмыслению
материала учеником;
•задания, способствующие закреплению
материала учеником.
IV. Продумать ?изюминку? урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что
вызовет удивление,
изумление, восторг учеников – одним
словом, то, что они будут помнить. Это может быть
интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт,
нестандартный подход к уже известному и т.д.
V. Сгруппировать отобранный учебный
материал.
Продумать, в какой последовательности
будет организована работа с отобранным материалом, как
будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала –
умение найти такую форму организации урока, которая
вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное
восприятие нового.
VI. Спланировать контроль за
деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
•что контролировать;
•как контролировать
•как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, чем чаще
контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные
ошибки и затруднения, а также показать учащимся
подлинный интерес учителя к их работе.
VII. Подготовить оборудование для
урока.
Составить список необходимых
учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств
обучения. Проверить, все ли работает. Продумать вид
классной доски так, чтобы весь новый материал остался на
доске в виде опорного конспекта.
VIII. Продумать задания на дом:
содержательную часть, рекомендации по выполнению.
IX. Подготовленный таким образом урок
должен лечь в конспект, который должен содержать три
основные части:
•формальную;
•содержательную;
•аналитическую.
Содержательная часть – состоит из двух
частей:
1) тексты всех заданий, новый учебный
материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению
д/з. Особенное внимание обратить на то, чтобы вопросы
учителя в конспекте были выделены другим цветом;
2) таблица, в которой зафиксировано, что
на каком этапе урока делают ученики и учитель. Она может
выглядеть так:
Что делают
Этап урока Ученики Учитель
Формальная часть выглядит так:
Урок № _______
Дата_____________________________
Тема:_____________________________________________________
Цели: обучающие –
________________________________________
развивающие –
_______________________________________
воспитывающие –
_____________________________________
Оборудование
Последовательность этапов
1. Организация
2. Проверка знаний
3. Новый материал
4. Самостоятельная работа
5. Закрепление
6. Д/з
7. Итог урока
Аналитическая часть (после урока)
|