Рекомендации по повторению
Повторение является одной из важнейших
составных частей учебного процесса, одним из средств,
обеспечивающих усвоение материала.
Повторением преследуются такие цели:
– установить связи между старым и новым,
– систематизировать и обобщить материалы,
– восстановить и углубить знания и навыки
учащихся.
Хорошо организованное повторение не может
проводиться от случая к случаю, оно должно быть
систематическим.
Важно проводить повторение на
варьирующемся и усложняемся материале, с элементами
нового.
Повторение одних и тех же комбинаций,
слов, предложений, правил умственных действий
противоречит особенностям детской психологии и потому не
приносит пользы.
Требования к повторению:
1. Экономичность форм.
2. Синтез различных видов деятельности.
Виды повторения:
– опорное повторение (создающее
перспективу в работе),
– обобщающее, систематизирующее.
Опорное повторение – это повторение того
материала, хорошее знание которого обеспечивает
понимание учащимися новой темы. Опорное повторение
осуществляется в виде небольшой практической работы (не
обязательно письменной) или в виде фронтального опроса
последующим выполнением небольшого упражнения. Материал
для опорного повторения распределяется между двумя –
тремя уроками, предшествующими изучению новой темы. Если
материал слишком запущен – посвятить весь урок.
Обобщающее повторение – предполагает две
разновидности: попутное (сопутствующее),
систематизирующее (заключительное).
Попутное – это сопоставление изучаемого
материала с материалом ранее изученного, выявление
сходств или различий в нем. Такое повторение
вклинивается в работу над новым материалом в виде 2х –
3х вопросов или в виде примеров.
Например, знакомя учащихся с расписанием
кратких причастий, учитель должен повторить с ним
правописание Н и НН в кратких прилагательных.
При организации попутного повторения
учитывать, чтобы второстепенный материал не заслонил
основного.
Систематизирующее (обобщающее) повторение
осуществляется в форме специальных обобщающих уроков.
Цель – систематизировать материал.
Детей надо учить сопоставлять, после чего
проводить систематизирующее повторение и обучать
самостоятельному обобщению материала. При
систематизирующем повторении важное место на уроке
занимает составление схем, таблиц (и работа по ним),
группировка материала по сходству и различию.
При планировании и организации
повторения необходимо помнить, что эффект от него бывает
тем лучше:
– чем богаче сопоставления и связи данной
темы с другими темами;
– чем шире обобщения;
– чем разнообразнее формы работы;
– чем больше будет насыщен материал
типичными трудностями;
– чем чаще будет возвращаться учитель к
плохо усвоенным темам.
|